коррекционная работа

Государственное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 детский сад  № 69

 комбинированного вида

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 Коррекционная работа

 

Коррекционная работа в детском саду

     

С учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с тяжелыми нарушениями речи, разрабатываются технологии комплексного коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса.

Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса – целостная система взаимодействия его участников (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов, специалистов, представителей администрации).

Учитель-логопед является координатором коррекционно-развивающей работы в условиях ГБДОУ.

 

Основные задачи логопедической  коррекционной работы:

- формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, то есть практическое усвоение лексических средств языка,

- формирование грамматического строя речи, то есть практическое усвоение грамматических средств языка,

- развитие навыков связной речи;

- развитие коммуникативности и достижение успешности в общении.

 

Коррекционно-развивающее направление работы логопеда в рамках группы компенсирующей направленности включает в себя :

- Совместную  деятельность с воспитателями;

- Совместную деятельность с педагогом-психологом по стимулированию психологической базы речи;

- Совместную деятельность с музыкальным руководителем по развитию темпо-ритмической организации речи;

- Совместную деятельность с руководителем по физической культуре по развитию общей и мелкой моторики детей;

- Совместную деятельность с родителями.

 

Уровень сформированности речевого навыка отражается в речевой карте ребенка. Результаты освоения коррекционно- развивающей  работы также отражаются в речевой карте ребенка, доводятся до сведения воспитателей, администрации детского сада и родителей.

 

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтально-подгрупповых занятий.

Фронтально- подгрупповые занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи проводятся согласно тематическому планированию. На фронтально-подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса, вводятся и уточняются обобщающие понятия, формируются и развиваются функции словообразования и словоизменения. На занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, личному опыту, описательные и творческие рассказы. Фронтально-подгрупповые занятия проходят и по подготовке к обучению грамоте.  На занятиях совершенствуются графомоторные навыки, координация, ориентировка в пространстве, конструктивный праксис. На занятиях неюбходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия в детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.

 

Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков) осуществляется  на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

На данных  занятиях с детьми проводится:

- дыхательная гимнастика (формирование длительного,  плавного выдоха для правильного произношения звуков);

- артикуляционная гимнастика (различные комплексы упражнений на развитие мышц артикуляторного аппарата);

- пальчиковая гимнастика (игры и упражнения на развитие моторики пальцев рук);

- коррекция звуков речи;

- автоматизация  звуков в речи (введение  звуков в слоги, слова, предложения, чистоговорки, связную и самостоятельную речь);

-дифференциация звуков в речи;

- формирование слоговой структуры слова;

- формирование фонематических процессов (умение выделять звук на фоне слова, в начале, середине, конце слова, определять порядок звуков в слове, составлять слова из звуков, подбирать слова с соответстсвующим звуком и др.).

 

Отработанные логопедом на занятиях речевые навыки закрепляются воспитателями не только во время различных занятий, но и в режимных моментах.

Так воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи могут быть решены

- в ходе специально организованного обучения детей  в форме занятий,

- в совместной деятельности взрослого с детьми,

- в свободной деятельности детей.

 

Ежедневно в конце рабочего дня учитель-логопед вписывает в тетрадь взаимодействия  с воспитателями задания для коррекционно-развивающей работы с детьми во второй половине дня. Все виды заданий , предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям, они включают упражнения по -отработке артикуляционных навыков, -автоматизации поставленных звуков, -повторению скороговорок, чистоговорок, текстов, ранее отработанных логопедом,- развитию фонематического слуха, - формированию лексико-грамматической стороны речи.

 

Дата последнего обновления страницы 28.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения