Коррекционная работа в детском саду
С учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с тяжелыми нарушениями речи, разрабатываются технологии комплексного коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса.
Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса – целостная система взаимодействия его участников (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов, специалистов, представителей администрации).
Учитель-логопед является координатором коррекционно-развивающей работы в условиях ГБДОУ.
Основные задачи логопедической коррекционной работы:
- формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, то есть практическое усвоение лексических средств языка,
- формирование грамматического строя речи, то есть практическое усвоение грамматических средств языка,
- развитие навыков связной речи;
- развитие коммуникативности и достижение успешности в общении.
Коррекционно-развивающее направление работы логопеда в рамках группы компенсирующей направленности включает в себя :
- Совместную деятельность с воспитателями;
- Совместную деятельность с педагогом-психологом по стимулированию психологической базы речи;
- Совместную деятельность с музыкальным руководителем по развитию темпо-ритмической организации речи;
- Совместную деятельность с руководителем по физической культуре по развитию общей и мелкой моторики детей;
- Совместную деятельность с родителями.
Уровень сформированности речевого навыка отражается в речевой карте ребенка. Результаты освоения коррекционно- развивающей работы также отражаются в речевой карте ребенка, доводятся до сведения воспитателей, администрации детского сада и родителей.
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтально-подгрупповых занятий.
Фронтально- подгрупповые занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи проводятся согласно тематическому планированию. На фронтально-подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса, вводятся и уточняются обобщающие понятия, формируются и развиваются функции словообразования и словоизменения. На занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, личному опыту, описательные и творческие рассказы. Фронтально-подгрупповые занятия проходят и по подготовке к обучению грамоте. На занятиях совершенствуются графомоторные навыки, координация, ориентировка в пространстве, конструктивный праксис. На занятиях неюбходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия в детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.
Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков) осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
На данных занятиях с детьми проводится:
- дыхательная гимнастика (формирование длительного, плавного выдоха для правильного произношения звуков);
- артикуляционная гимнастика (различные комплексы упражнений на развитие мышц артикуляторного аппарата);
- пальчиковая гимнастика (игры и упражнения на развитие моторики пальцев рук);
- коррекция звуков речи;
- автоматизация звуков в речи (введение звуков в слоги, слова, предложения, чистоговорки, связную и самостоятельную речь);
-дифференциация звуков в речи;
- формирование слоговой структуры слова;
- формирование фонематических процессов (умение выделять звук на фоне слова, в начале, середине, конце слова, определять порядок звуков в слове, составлять слова из звуков, подбирать слова с соответстсвующим звуком и др.).
Отработанные логопедом на занятиях речевые навыки закрепляются воспитателями не только во время различных занятий, но и в режимных моментах.
Так воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи могут быть решены
- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий,
- в совместной деятельности взрослого с детьми,
- в свободной деятельности детей.
Ежедневно в конце рабочего дня учитель-логопед вписывает в тетрадь взаимодействия с воспитателями задания для коррекционно-развивающей работы с детьми во второй половине дня. Все виды заданий , предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям, они включают упражнения по -отработке артикуляционных навыков, -автоматизации поставленных звуков, -повторению скороговорок, чистоговорок, текстов, ранее отработанных логопедом,- развитию фонематического слуха, - формированию лексико-грамматической стороны речи.
Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья с тяжелым нарушением речи
Консультация для родителей о речевом дыхании